Ломтев: Архитектура Ростова местами похожа на беседу в подвыпившей компании

Мнение эксперта
213
0

«Город контрастов» — это звучит романтично, но на практике оборачивается градостроительным хаосом, где купеческие особняки теснятся между советскими модернистскими коробками и стеклянными высотками. Почему Ростов так и не обрел единое архитектурное лицо? Об этом ДОМОСТРОЙДОН.РУ поговорил с членом правления ростовского отделения Союза архитекторов Александром Ломтевым. 

Нет единой нити

Ломтев: Архитектура Ростова местами похожа на беседу в подвыпившей компании - фото 1
Александр Ломтев. Источник: личный архив

— Александр Владимирович, Ростов оказался на последнем месте по развитию архитектуры в рейтинге НАФИ. В чем причина, на ваш взгляд? Согласны вы с такой оценкой?

— К любым рейтингам отношусь настороженно, так как они все-таки субъективны и зависят и от качества статистики, формулировок в опросе, контингента опрашиваемых и множества других факторов. Что же касается последнего места, то архитектура Ростова — неоднородна, чтобы смело дать какое-то место в рейтинге для всего города. Здания в историческом центре, которым более 100 лет, очевидно, с каждым годом ветшают. И мы их, если ничего не изменится, потеряем. Эти здания надо спасать и только потом развивать – путем создания новых функций для их использования.

Потенциально Ростов-на-Дону — туристическая жемчужина с большим количеством сохранившейся исторической застройкой. Донская столица входит в тройку городов с самым большим количеством жилых домов дореволюционной датировки постройки. Новые районы — отдельная история, часть из них вообще не про архитектуру, а про временное проживания для выживания.

Думаю, что развивать архитектуру без внимания и взаимосвязи с актуальными нуждами горожан невозможно. Под архитектурой подразумеваю пространство, в котором человек живет, пересекает пешком или на транспорте, воспринимает зрительно. Это также объемы городской среды, которые человек рассматривает и интуитивно ощущает их масштаб на себе.

Ломтев: Архитектура Ростова местами похожа на беседу в подвыпившей компании - фото 2
Источник: ДОМОСТРОЙДОН.РУ

— Донскую столицу часто называют «городом контрастов», где купеческая архитектура соседствует с советским модернизмом и современными ЖК. Как, на ваш взгляд, отсутствие единого архитектурного нарратива влияет на восприятие города и его идентичность? Что является главной причиной этой разрозненности?

— Архитектура Ростова-на-Дону местами мне напоминает разговор в подвыпившей компании: темы мгновенно меняются на полуслове, принято перебивать, громко высказываться и говорить невпопад. С одной стороны это интересно, но единой нити повествования нет. Не могу сказать, что это однозначно плохо, ведь новые здания в историческом центре должны появляться, в том числе доминантные, но происходить это должно при публичном обсуждении и при наличии экспертного анализа и возможностей влияния на их облик. Надеюсь, что появление недавно процедуры оценки архитектурно-градостроительного облика перед выдачей разрешения на строительство сгладит разнобой и избавит от откровенной архитектурной безвкусицы.

Повернуть город лицом к Дону

— Набережная Дона — ключевое общественное пространство города, но ее развитие часто подвергается критике. Какие основные градостроительные и архитектурные ошибки, на ваш взгляд, были допущены при ее благоустройстве? И как можно было бы интегрировать ее с остальной тканью города, а не отгораживать ее транспортной магистралью?

— На данный момент в правилах землепользования для зоны речного фасада находятся термины и словесные конструкции, которые создают правовую неопределенность и именно из-за этого, в том числе в зоне речного фасада прямо у берега выросли сомнительные доминанты, закрывающие горожанам вид на реку.

Ломтев: Архитектура Ростова местами похожа на беседу в подвыпившей компании - фото 3
Источник: ДОМОСТРОЙДОН.РУ

Приведу пример такого пассажа из регламентов ПЗЗ для зоны речного фасада: «Размещение доминантных объектов допускается в рамках обогащения силуэта речного фасада города при условии формирования его единого архитектурно-художественного образа в зрительном восприятии из ближних и дальних видовых точек в соответствии с утвержденной градостроительной концепцией развития зоны композиционного регулирования речного фасада». Чем обогащать речной фасад, и в чем измеряется обогащение, никто не знает.

Градостроительная концепция развития зоны композиционного регулирования речного фасада до сих пор не утверждена. Как можно сохранять и развивать композицию речного фасада, которую никто не утвердил? Как оценить, что новый объект, который предполагается построить в зоне речного фасада действительно формирует единый архитектурно-художественный образ речного фасада в соответствии с несуществующей концепцией композиционного развития речного фасада? Вопросы, на которые никто не знает ответа, и результаты такого «регулирования» все видят своими глазами.

Что касается набережной, думаю, что если ее концепция — это место для отдыха и прогулок у воды, то и регламентировать новое строительство и благоустройство нужно в соответствии с этой идеей. К сожалению, четкой позиции администрации, где бы прозвучало, для кого и для чего наша набережная на данный момент, я пока не слышал. Так что развивается она пока как место, грубо говоря, для шумного отдыха с едой.

Напомню, что одна из идей послевоенного генплана Ростова-на-Дону — это идея В. Семенова — повернуть город лицом к реке. Что потом и было реализовано. Благодаря этой идее у нас появились композиции эспланады набережной по проекту Я. Ребайна и В. Разумовского. К сожалению, уже в наше время появление высотной застройки прямо возле реки фактически привело к тому, что город повернули «лицом к стене» и все, кто допустил это, до сих пор не взяли на себя ответственность за подобную деградацию.

Старый и новый Ростов

Ломтев: Архитектура Ростова местами похожа на беседу в подвыпившей компании - фото 4
Источник: ДОМОСТРОЙДОН.РУ

— Одной из острейших проблем остается снос исторической застройки в центре и ее замена на стилизованные новоделы или высотные дома. Как, по вашему профессиональному мнению, можно найти баланс между экономической целесообразностью девелопмента и сохранением исторической среды, которая создает уникальность Ростова?

— В России уже действуют программы льготного предоставления объектов культурного наследия (ОКН) для инвесторов. Это программы «Дом за рубль», «Рубль за метр», но в Ростове они не работают из-за бюрократической несогласованности в конкретизации условий предоставления зданий. Это длится уже не один год, и прогнозы неутешительные. Не хватает компетентных и принципиальных людей, которые доводят слова до реальных решений на уровне города.

— Сейчас Ростов активно застраивается, эксперты говорят, что при огромном предложении, превышающем спрос, покупатель будет выбирать дома с приличной архитектурой. Есть в городе примеры, красивых и вписанных в среду жилых комплексов? Как их много?

— Сомневаюсь, что в текущих экономических условиях, при избыточном предложении, покупатель будет выбирать дома с приличной архитектурой, учитывая, что критерии «приличности» архитектуры у всех разные. В любом случае считаю, что среднеэтажная застройка до 9 этажей более комфортна для проживания, чем «суперэлитные» ЖК в 20–25 этажей. Примечательно, что 9-этажная застройка северного жилого массива c наличием социальной инфраструктуры на данный момент на голову выше по повседневному комфорту проживания, чем современные районы с новыми ЖК.

Но даже в северном жилом массиве, где советские архитекторы фактически показали пример комплексного развития территории, не прошло и 50 лет после строительства, как появились такие ЖК, где детские сады снесли и построили высотки в 23–25 этажей, создав перегруженность автомобилями ближайших улиц и социальную напряженность. Так что советую всем, кто смотрит сейчас на планы КРТ, принимать во внимание, что возможно, через 40 лет на том месте, где вам начертили школу, неожиданно вырастет «свечка». И смотреть вашим детям придется не на школьный двор с деревьями, а на интересную жизнь «за стеклом» людей из расположенного вплотную дома.

Нужны знаковые места

 

Ломтев: Архитектура Ростова местами похожа на беседу в подвыпившей компании - фото 5
Источник: архив Александра Ломтева

— Вы победили в голосовании на сайте «Активный ростовчанин» за проект реконструкции фонтана на площади Ленина. И у вас появилась возможность реализовать в Ростове проект, который своим примером мог бы изменить подход к архитектуре и благоустройству в целом по городу. На какой стадии реализация проекта, какие трудности уже ощущаются?

— На данный момент министерство строительства Ростовской области сообщило, что после демонтажа существующих конструкций недостроенного торгового центра будет выбран подрядчик для разработки рабочего проекта по концепции, за которую проголосовали горожане. Процедура выбора подрядчика, который, по идее минстроя, должен разработать рабочий проект по нашей концепции, не ясна. В любом случае обойти вопрос авторских прав на все наши идеи в концепции воссоздания и адаптации фонтана не удастся, и он должен быть урегулирован. Надеюсь, что те, кто за это отвечает, смогут избежать нового витка общественного резонанса.

— Какие еще знаковые места нужны городу, что бы это еще могло быть, на ваш взгляд?

— Городу нужно больше мест, которые появляются при взаимодействии с горожанами, при взаимовыгодном диалоге инвесторов, администрации, архитекторов и жителей. Именно тогда могут появиться объекты и территории, которые люди воспримут как свои, будут за ними ухаживать и гордиться. Верю что Ростов достоин, чтобы у него был свой современный Парамонов, свой Галицкий, люди, которые имея финансовые возможности, вкладывают в свой город создавая выдающиеся по архитектуре объекты и территории.

Я надеюсь, что ростовчане будут объединяться, чтобы, используя все конституционные права и возможности, отстаивать свое право жить в комфортном и красивом городе. Ведь мы связываем свое будущее с этим местом, нам здесь растить детей и очень хочется, чтобы было, как можно больше причин рассказать им хорошее о Ростове-на-Дону.

Александру Владимировичу Ломтеву 47 лет. Он член всероссийского общества по охране памятников истории и культуры, а также экспертной комиссии при министерстве строительства Ростовской области по регулированию архитектурно-градостроительного облика. Кроме того он входит в комиссию по сохранению исторического архитектурного облика города.

В качестве архитектора и руководителя архитектурной группы участвовал в проектировании и авторском надзоре при строительстве культовых сооружений в историческом центре Ростова-на-Дону: Старо-Покровского храма на ул. Большой Садовой и Греческой церкви Благовещения Пресвятой Богородицы по пер. Университетскому.

Один из организаторов градозащитного и просветительского проекта и фестиваля «Несносный город», который уже трижды проходил в Ростове-на-Дону.

Самые интересные новости портала ДОМОСТРОЙРФ.РУ читайте в Telegram и ВКонтакте.

Комментарии

Добавляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами
Узнай о действующих спецпредложениях от застройщиков