Просроченная задолженность жителей Ростовской области за жилищно-коммунальные услуги на начало июня составила 7,1 млрд рублей, сообщили ДОМОСТРОЙДОН.РУ в министерстве ЖКХ региона. Откуда берутся такие долги за коммуналку и как с ними бороться, мы поговорили с юристом Южного регионального центра поддержки ЖКХ Анастасией Ващенко.
Безнаказанность и бедность
По сравнению с прошлым годом задолженность населения практически не изменилась: стали меньше на 0,01%.
Анастасия Ващенко выделяет несколько ключевых факторов, которые в совокупности создают условия для роста долгов в сфере ЖКХ.
«Привычка откладывать платежи „на потом“ ведет к накоплению долгов, — считает эксперт. — Многие даже платежеспособные потребители копят долги, или производят оплату 1 раз в 4 месяца».
Еще одна причина, по мнению, Ващенко, что в сознании многих другие расходы, например, кредиты и развлечения, имеют приоритет над коммунальными платежами. Часть дончан уверены, что «можно не платить», поскольку управляющие компании не проводят качественную судебно-исковую работу.
«Низкие доходы населения делают оплату ЖКХ непосильной для многих семей, особенно когда она составляет значительную часть бюджета (в каждом доме есть ряд квартир, для которых статья расходов в бюджете семьи на оплату ЖКУ является значительной)», — также отмечает эксперт.
Причиной образования долгов юрист называет и непрозрачность формирования тарифов, которое порождает недоверие и нежелание платить за непонятные начисления. Кроме того, незнание своих прав и обязанностей дончанами приводит к неправильному пониманию того, за что и сколько нужно платить.
Есть доля вины в образовании гигантских задолженностей и у управляющих компаний региона, полагает Ващенко.
«Во-первых, слабая коммуникация с потребителями приводит к тому, что проблемы не решаются вовремя и копятся долги, — перечисляет она. — Во-вторых, неэффективное управление жильем ведет к росту недовольства и снижению платежей. В-третьих, непонимание структуры платежей вызывает сомнения в правильности начислений. В-четвертых, отсутствие информации о проводимых работах создает впечатление, что „деньги уходят в никуда“. А в пятых, низкая вовлеченность в управление домом ведет к отстраненности от проблем ЖКХ и безответственному отношению к оплате. Все эти факторы влияют друг на друга и демонстрируют, что проблема задолженности имеет комплексный характер».
Списки должников не работают
Несмотря на масштаб проблемы, управляющие организации (УК, ТСЖ) зачастую не используют главный инструмент для ее решения — судебное взыскание.
«Управляющие организации зачастую стараются экономить на юридических услугах, — подчеркивает Анастасия Ващенко Самостоятельно взыскание дебиторской задолженности не ведут, в связи с чем долги по квартирам растут, должники никакой ответственности не несут. Единственный способ борьбы с должниками — проведение качественной судебно-исковой работы, а такие методы, как вывешивание списков должников, неэффективны».
Практика Южного регионального центра подтверждает, что взыскание задолженности в судебном порядке самая эффективная процедура, говорит Ващенко. Она приводит пример: после подачи 300 заявлений о вынесении судебных приказов по одному дому платежная дисциплина выросла с 55% до 85% за полгода. Почти вся взысканная судом задолженность была погашена, в том числе с помощью приставов.
«Именно судебно-исковая работа позволяет фактически получить денежные средства, а также наладить платежную дисциплину в будущем», — резюмирует юрист.
Дончанам, накапливающим долги, грозят серьезные последствия, напоминает юрист. Это и начисление пеней (увеличивающихся после 90 дней просрочки), и ограничение, а затем и приостановление предоставления неоплаченных услуг (кроме отопления и холодной воды) после 3 месяцев неуплаты. Но главная угроза — судебное взыскание.
При долгах до 500 тысяч рублей дело рассматривается быстро в приказном порядке (без вызова сторон), судебный приказ становится исполнительным листом. При больших суммах — через исковое производство. Судебные приставы вправе взыскивать долги с карт, арестовывать имущество и счета, накладывать запрет на выезд за границу, а в крайних случаях — даже инициировать выселение или продажу не единственного жилья должника.
Платеж подождет до 15-го
С марта 2026 года квитанции за жилищно-коммунальные услуги россияне, в том числе и ростовчане, будут получать не 1-го, а 5-го числа месяца. Одновременно срок оплаты переносится с 10-го на 15-е число. Перенос сроков — не просто бюрократическая корректировка. Как поясняет Анастасия Ващенко, первый плюс изменений — это потенциальное отсутствие задержек в получении квитанций потребителями. Сейчас управляющим компаниям и ресурсоснабжающим организациям на обработку показаний и подготовку документов отводится лишь 3–4 дня после 25-го числа. Частые срывы сроков ведут к перерасчетам и недовольству.
«При новом сроке выставления квитанций до пятого числа — вероятность перерасчета снижается, а у управляющих появляется разумный срок для формирования платежного документа и качественного расчета платы», — отмечает Ващенко.
Второй плюс напрямую касается кошельков граждан. Сдвиг сроков оплаты лучше согласуется с типичными датами получения зарплаты (1–10 числа).
«У граждан появится больше времени для планирования оплаты коммунальных услуг… им удобнее будет заплатить коммуналку с 5-го числа по 15-е. Ожидается снижение финансовой нагрузки за счет более удобного распределения платежей в течение месяца», — комментирует юрист.
С 1 июля в Ростовской области тарифы на жилищно-коммунальные услуги выросли на 10,6%, как ранее писал ДОМОСТРОЙДОН.РУ.
Главные новости этой недели
Обзоры
Смотреть всё
Инструкции
Земля для участников СВО: кто имеет право на надел в Ростовской области
Тупик или компромисс: как при разводе разделить ипотечную квартиру
Ипотека до 35: топ льготных программ для молодых дончан в 2025 году
Лавина ипотеки: Эксперт Горькова рассказала, как избежать долговой ловушки
Мнение эксперта
Смотреть всё
Комментарии